О своем первом опыте как дайвера рассказывает Мария.

Садясь в самолет, я даже не подозревала, чем все начнется и закончится. Мне не с чем было сравнивать, поэтому даже примерно, в общих чертах, представить не получалось. Хотя это к лучшему. Приятный эффект неожиданности. Дайвер должен быть готов ко всему.

А ждала меня такая программа.

  1. «Завязка».
  2. Говорят, русские дайверы много пьют...
  3. Пить нужно, как нырять – часто, глубоко, без декомпрессионных остановок.
  4. Совершенно иная жизнь на глубине.
  5. Вырабатываем командный дух.
  6. Что русскому дайверу хорошо, немецкому – смерть.
  7. Опят перелет. Теперь на «Жигулях».
  8. Неожиданности.
  9. Полярная ночь.

И, забегая наперед, спешу поделиться выводом: отдых удался!

В самолете трясло. Многих тошнило, кого-то даже рвало. Сначала над Родиной, затем над чужими странами. Сама с подругами держалась, как могла. Стюардессой я никогда не хотела быть.

Как все начиналось

Добирались до «места назначения» наши дайверы сумбурно. Своих «коллег» из команды я увидела только в холле отеля. Рассматривая их, пока ждала поселения, я насчитала 35 будущих дайверов. Лучше бы было 34. Первая бутылка была открыта и распита до полета. На лице у многих была любовь к ближнему своему и желание спасти всех то ли от жары, то ли от жажды.

Я честно пыталась скрыться. Спастись от алкоголя вышло, от распивающих – нет. Но вскоре я получила заветный ключик от номера. Радовалась ему как Буратино.

Кратко про погружения

Как говорится, первый блин комом, поэтому о «пробном» погружении лучше промолчать. Со вторым было вроде лучше, но чтобы никого не напугать, его мы тоже опустим. Дальше пошло по-разному, однако к середине первой недели я освоилась в «подводном мире» достаточно, чтобы перестать бояться его и понять, что все чудеса света стоит искать именно там.

И если поначалу после погружения тебя поражает боль в ушах, то по мере того, как ты привыкаешь, она сменяется глухой тишиной. Затем слышится звон пузырьков воздуха, собственное дыхание. Ты ощущаешь свое присутствие в своем мире, снова живешь и можешь видеть всю красоту вокруг. Да, это правда, так прекрасно!

Хроника погружений начинающего дайвера:

  • в первый день видела лишь что-то сродни ночным кошмарам.
  • во второй смогла заметить инструктора, ласты члена группы, плывущего впереди и своего бадди (напарника);
  • на третий, наконец, осмелилась осмотреться по сторонам и заметила рыб;
  • уже на 4-й день, надеялась увидеть кое-что интереснее – черепаху;
  • пятый день прошел в надежде встретить на своем пути черепаху;
  • на 6-й день удалось потеряться. Из других живых существ рядом оказался только бадди;
  • на 7-й, наконец-то, свершилось – увидела черепаху;
  • восьмой день прошел как обычно, снова надеялась на встречу с черепахой;
  • на 9-й увидела трапезничающего осьминога;
  • 10-й – последний день отдыха – таки порадовал меня черепахой!

Итак, за мой недолгий опыт как дайвера могу похвастаться увиденным: размытый силуэт акулы вдалеке, мурена, барракуда, дельфины, осьминоги, крабы, рачки, конечно же, черепахи и другая разнообразная живность.

Что я узнала

Опираясь на свой небольшой опыт, я, конечно же, сделала определенные выводы. Я думаю, что мои наблюдения пригодятся любому начинающему дайверу. Итак, что мне удалось узнать:

  • если хотите увидеть что-то интересно (в моем случае – черепаха), поднимайте взгляд с манометра и оглядывайтесь по сторонам;
  • под водой привычная математика не работает и 1 + (-1) не равно 1. Я имею в виду то, что если ваш бадди перегружен, а вы наоборот и перераспределять ношу лень, вы не решите проблему, просто взявшись за руки – нейтральная плавучесть не получится;
  • рыбы любят вареные яйца. Будьте осторожнее, после особо удачных «разминок», если не собираетесь их кормить через регулятор;
  • пестрые рыбки-крылатки очень ядовиты. Ночью, они как светлячки, поплывут на ваш фонарик. Так что, не направляйте его на своего бадди;
  • если в вашем направлении плывет акула, прижмитесь к рифу или залягте на дно. Как вариант можно быстро устремиться наверх, только придется подождать, пока оклемаетесь от азотного наркоза.

Последнее действительно эффективно. Особенно если на рифе растет огненный коралл или он покрыт морскими ежами. Также повезет, если в пещере у дайвера за спиной притаится мурена или над местом «залегания» зависнет крылатка или развалится огромный скат. Но это шутки. Будет о чем написать домой, как говорят американцы.

«Сюрпризы»

На практике возникнет много неожиданных ситуаций. Например, если вы считали, что кнопка для поддува на компенсаторе плавучести озаглавлена как «Вверх», а для спуска следует нажимать «Вниз», не пугайтесь, когда окажетесь в барокамере.

Для общения на глубине иностранные дайверы пользуются специальным интернациональным языком жестов. «Наши» изъясняются привычными «сухопутными» знаками. На почве этого возникают недоразумения. Например, если на вопрос об остатке воздуха русский дайвер прикладывает руку к шее, то это стоит понимать буквально: дыхательной смеси у него «по горло», то есть полный баллон. Жест рукой «о’кей» – воздуха все еще достаточно. «Фига» от дайвера – менее 50 бар. Если такое случилось с вашим бадди, отплывите на безопасное расстояние. Надежно держите регулятор рукой или сдавите зубами. Убедитесь, что не упустите деталь снаряжения, иначе возникнут проблемы. Протяните товарищу «октопус помощи».

Планктон действительно существует. Более того, он кусается. Это не смертельно, но не совсем приятно. Чувствительность на укусы у всех людей разная.

Мы – одна команда

Под конец I недели мои земляки, с которыми я подружилась, разъехались по домам. Мне пришлось нырять с немецкими, польскими и французскими дайверами. Нашу компанию я вспоминала с ностальгией. Несмотря на то, что пузыри у нас присутствовали постоянно (если у рыб они плавательные, то у русского дайвера они наполнены водкой), «наши» были самыми дисциплинированными, дружными и приспособленными к командной работе. Одевались быстро, погружались вместе, держали строй, зазря ластами по маске товарищей не били, а только с «чувством локтя».

Больше всего я скучала по своему напарнику. В последний день моим соседом на брифинге был один поляк лет 45. Выглядел он солидно, создавал впечатление надежного уверенного человека. Сложившееся мнение не портила даже маска на лбу. Оказалось, он и есть мой новый бадди. Это было то, что нужно. На моем счету было всего 23 погружения, не вовремя накатила морская болезнь. Опытный напарник мог сгладить ситуацию.

Мой бадди все погружение рассматривал рыбок, а я гонялась за ним. Долго это не продлилось. Уже через четверть часа у некоторых членов группы осталось 90 бар из 200. Мы направились обратно к лодке. Случай действительно феноменальный. Я пришла к выводу, что объем легких дайверов-поляков больше, нежели у других. Был еще один вариант. Возможно, эти дайверы использовали какую-то совершенно новую, радикальную методику дыхания вместо привычной.

Финиш

В предпоследний день инструкторы вместе с капитаном корабля, а также персоналом центра устроили застолье, чтобы отпраздновать удачное «ныркование». Приглашены были и дайверы-девушки (а нас в группе было трое).

Празднование прошло на высшем уровне. По итогам: капитан не вышел на работу ни на следующий день, ни в течение недели, русским не хватило водки, да и пива осталось мало. Немцы же из центра стали проклинать C2H5OH.

Снова перелет

Не верится, что когда-то мне нравилось летать на самолете. Еще в самом начале я облила брюки «Кока-колой», так что возвращение было буквально «сладким», но до Москвы они, к счастью успели обсохнуть.

Я насладилась своим последним погружением на 9000 м до посадочной полосы «Шереметьево-2». Солнышко подмигнуло нам в последний раз и скрылось до конца марта, а то и до следующего отпуска. Это как повезет.

Дома

Я очень хотела вернуться на Родину, но она, похоже меня не ждала. Очередь на паспортный контроль была внушительная. Начинаясь еще у лестницы, она собиралась в три ряда перед кабинками и топталась в ожидании. Было ощущение, что вылететь из страны гораздо проще, чем вернуться.

Домой хотелось сильно. Стоя у самой кабинки пограничника, я даже готова была развернуться и пройти всю очередь заново. Фотографию в паспорте с моим лицом сверяли минут 10. Пускать меня отказались. А потом заметили, что я не настаиваю и передумали. Из вредности.

Погода в Москве превзошла все ожидания – ледяной ветер вонзался в голую шею, столичный дым или смог резал глаза. Зато я наконец-то почувствовала, что я дома. Окончательно.

Рекомендую всем: нырять!

К сожалению, красочно рассказать о дайвинге у меня не вышло. Поэтому моя история получилась немного пессимистичной. А еще я могла случайно подменить легкую иронию сарказмом, но это уж характер у меня такой. Не обращайте внимания на мелкие неприятности, сопровождающие поездку. Удовольствие и непередаваемые впечатления от погружения стоят этих досадных моментов. Быть дайвером – невероятно!