А. БУРЦЕВ

 

Ты капитан команды «Сталкер», которая уже второй сезон демонстрирует рост. Есть у вашей команды какие-то секреты подготовки?

Главный секрет – мы тренируемся. В не сезон тренируемся в бассейне. У каждого есть индивидуальная программа. За несколько недель до выезда мы начали целенаправленно готовиться к началу сезона и это не просто тупое проплывание отрезков под водой, это маневры, работа с ножом, стрельба.. Для майских стартов на море Павел Евгеньевич так составил план, что Смирнов проходил соревнования под нагрузкой, а у меня наоборот, был период восстановления.

Раньше ты бывал на акватории соревнований?
Нет, мы тренировались на других акваториях. Это был такой план. Нырять все время на «свои» камни – верный путь к деградации. Изучали обстановку по прозраку, температуре, течениям, искали рыбу, устраивали мини-турниры в других подобных местах. Могу признаться, что Смирнов меня обычно обыгрывает на прикидках. Сейчас ему важнее решить психологическую задачу, чем физиологическую. Ныряет Леха великолепно, рыбу видит и на тренировках берет, а вот на соревнованиях взять всю пока не получается.

Интересно как ты выбрал место для охоты?
Как учили - по береговым ориентирам. В месте, где мы вышли, были явные признаки богатого рельефа и на достаточно большом участке береговой линии, а значит вероятность найти рельеф и под водой значительно выше. Для меня, как системного архитектора, эти показатели важны, как для математика числа, как для музыканта ноты.. Но всего рассказать не могу.

А разве тренер не говорит вам где нужно нырять?
Нет, он никогда не показывает нам «зачетных» плит или «верных» мест. Даже частенько шутит и заставляет нас рыть носом песок, в прямом смысле. Это хорошая практика для импровизации на незнакомых акваториях. «Нюх» развивается на раз. Научиться читать «с листа» акваторию это пожалуй самая главная и самая сложная задача, которую ставит перед нами тренер. А тыкать пальцем в воду и говорить – «здесь», это не его стиль.

Как ты ныряешь? О чем думаешь во время охоты, может есть секретное заклинание?
Я планирую погружения, планирую какую площадь буду обрабатывать и как. Каждый нырок важен. Будь то поиск или уже работа на взятие рыбы. Хотя иногда за 5 часов получается более 100 нырков - каждый нырок планируется и проигрывается сначала в уме. А когда вхожу в ритм, то начинаю петь или повторять какую-нибудь умную, но веселую поговорку.

У тебя в зачете было два вида рыб, что и предопределило твой успех, ты специально охотился на горбылей и зубарей? Есть ли секретная тактика?
Безусловно тактика есть. Многие думают, что для победы достаточно найти «священную» плиту и там будет вся рыба. Условия этих соревнований не давали сделать результат только на одном виде рыб и это очень правильно, потому что заставляли обдумывать нетривиальную тактику и маневрировать. Сначала я выполнил «обязательную программу» - нашел горбылей, потом перешёл к «произвольной». Пошел ближе к берегу, в расчете найти лобана и зубаря. Тут надо сказать, что зимой мы с Алексеем Смирновым провели тренировочный сбор в Тайланде, там мы охотились на рифовую рыбу, но которая не прячется в камнях, а ходит вокруг них. Изменение тактики на активную засаду, с перемещением вдоль перспективных завалов камней, позволило мне выйти на стаю каракосов. Всех зубарей я взял из одной стаи и, считаю, в этом мне помогли специальные тренировки по стрельбе, а именно биатлон, и зимняя практика в Тайланде.

Какой момент в соревнованиях тебе запомнился больше всего?
Финиш. Когда я уже начал забираться на лодку, к нам на своем катере подошел Андрей Лагутин. В этот момент я доставал свой буй с рыбой из воды, он увидел и сразу сказал, что я претендент на победу. Для меня это было удивительно и очень лестно, ведь я читал его книгу, смотрел много его видеофильмов, но разговаривал раньше только на выставке, а тут личная встреча на соревнованиях. Ощущение было, как будто я попал в кино.

Хорошо. Теперь раскрой секреты выбора снаряжения для этих соревнований?
Считаю, что все снаряжение должно быть предельно простым и предельно безопасным. В этот раз я выбрал голую 7-ку, с клипсами для креплением ножа на груди, так как считаю это самым правильным, с точки зрения безопасности, местом размещения ножа подводного охотника. Это позволяет мне быстро достать нож, чтобы обездвижить рыбу и, кроме того, у меня был случай, когда нож на груди просто спас мне жизнь - был реально единственным выходом из экстремальной ситуации, когда до второго ножа, на поясе, я не мог дотянуться. Также у меня был очень легкий, маневренный буй и два ружья на нем: 90-й арбалет и короткий пневмат с подствольным фонарем. Всю рыбу я взял арбалетом длиной 60 см и пневматом в «три пятерки». Гарпуны у меня с одним флажком, «таитянского» типа. Ласты с карбоновой лопастью. Жесткие.

Давай поподробнее о ружьях и гарпунах. Почему такие короткие ружья и «таитянкие» гарпуны?
Арбалеты я предпочитаю «Demka», а пневматы «АК 7,62 Сталкер». Прозрачность воды позволяла использовать 90-е ружья, с ним я планировал выйти на кефалевых. Но не успел. Горбылей пришлось брать в глубоких щелях и гротах. Залезть в глубокие дырки с длинным ружьем всегда проблематично и можно наделать много шума. Понятно, что 60-ка арбалет тоже не самое короткое ружье: имеет общую длину почти метр, поэтому для совсем уж узких мест не обойтись без пневмата. А «таитянский кол» - с одним флажком – при том, что он достаточно уверенно держит рыбу, его намного легче и быстрее можно вытащить из под камня, чем любые двух флажковые варианты. Плюс в «таитянских» гарпунах, - рыба после выстрела имеет «товарный вид» и не теряет в весе. Тройники обычно сильно уродуют рыбу и часто на взвешивании ее собирают по частям, гадая от какой это рыбы хвост или голова. А то и вовсе теряется важный двухграммовый кусочек, которого как водится и не хватает до зачетного веса. О, чуть не забыл! У меня на буе еще есть универсальная, как для арбалетов, так и для пневматов, доставалка гарпунов, которую я несколько раз использовал в этих соревнованиях. Гарпуны частенько клинило в камнях и она здорово выручила.

Эти соревнования вызвали беспокойство со стороны местных охотников. Как на твой взгляд повлияли соревнования на фауну акватории Большой Утриш?
Безусловно, любое вмешательство в природу наносит ей вред, но организаторы сделали ограничение по количеству хвостов одного вида и ограничили количество участников. До самих соревнований на акваториях нельзя было не то что охотиться – находиться с ружьем. Эти условия создали дополнительную интригу в состязаниях. Не будь ограничений, большинство из опытных спортсменов настреляли бы в этот раз очень много рыбы. Лично видел много горбылей, находил гроты с десятком и более рыбами «под кило» весом. По факту же общий улов – 35-40 кг., ну может 45.. - не нанес непоправимого урона поголовью рыб в тех местах. К тому же здесь вся рыба была передана детям в местный детский дом. Думаю, что ничего страшного для природы не произошло, а все разговоры - просто домыслы и попытка обратить на себя внимание. Все нормальные люди сразу получили ответы на свои вопросы. Не раз был свидетелем, как пять-шесть местных охотников за один день набивают рыбы гораздо больше, чем 60 человек на этих соревнованиях. Лучше бы они приняли участие в состязаниях, тогда бы и разговоров было меньше.

Самое яркое впечатление от соревнований?
Мне очень понравилась организация соревнования, я даже не ожидал, что нас накормят как только мы выйдем из воды. Вкуснейшая шурпа и, главное, вовремя! Такой атмосферы общения в кругу высококлассных спортсменов я еще нигде не видел. Было приятно получить поздравления и напутствия от сильнейших спортсменов Украины, от Уткина и его многочисленной команды, от местных охотников. Спасибо всем!